Иркутский гидрометеорологический техникум участвует в Акции
«Моя профессия ковала Победу»
Воздушная трасса Аляска – Сибирь (АлСиб) и гидрометслужба
В октябре 1941 года союзники по антигитлеровской коалиции договорились о поставках из США в СССР значительного количества боевых самолётов. В связи с тем, что доставка северным маршрутом через Мурманск оказалась чрезмерно опасной, а южным маршрутом через Иран – слишком протяжённой по времени, было принято решение об организации воздушной трассы, которая соединила бы Аляску и Сибирь (АЛСИБ).
Эта трасса станет легендарной и войдет в историю Великой Отечественной войны, а метеорологическое обеспечение перегонки самолетов станет одним из ключевых факторов. Поэтому неслучайно американские авиаторы говорили об АЛСИБе: «По этой трассе могут летать либо сумасшедшие, либо самоубийцы, либо русские…»
Предстояло организовать надёжное метеорологическое обеспечение перелётов по новой трассе. К созданию системы метеорологического обеспечения перегонки самолётов на бескрайних просторах Сибири были привлечены все возможные ресурсы метеорологической отрасли региона. На вновь созданных аэродромах АЛСИБа сформировали авиационные метеорологические станции. Воздушная трасса начиналась в американском Форбенксе, но она эксплуатировалась советскими экипажами, и большая её часть проходила по территории СССР.
Официальное открытие трассы состоялось 25 сентября 1942 г. Развернувшиеся массовые поставки американских боевых самолетов (до 400 машин в месяц) позволили ликвидировать превосходство немцев в воздухе, что сказалось на ходе Сталинградской битвы. Наивысшего числа поставки самолетов достигли к 1944.
В основе системы метеорологического обеспечения лежала сеть наблюдений, осуществлявшихся наблюдательными станциями. В основе системы метеорологического обеспечения лежала сеть наблюдений, осуществлявшихся наблюдательными станциями. Станции наблюдали фактическую погоду через каждые два часа и передавали результаты наблюдений на авиационную метеорологическую станцию ближайшего аэродрома трассы «Аляска-Сибирь».
Погодные факторы внесли существенный вклад в обеспечение безопасности полетов, поскольку пилотирование часто осуществлялось в условиях наличия опасных явлений для авиации, причиной чему являются как условия полетов в зоне резких контрастов температур вблизи побережья, частое прохождение траекторий циклонов и связанных с ними атмосферных фронтов.
Летом 1943 года таких станций было не более 50. На протяжении войны сеть постоянно расширялась, и к моменту её окончания насчитывала уже 82 станции. Темпы перегонки самолётов по АЛСИБу год от года возрастали. Если в 1942 году советско-германскому фронту было поставлено 114 машин, то в 1943 уже 2 465, в 1944 – 3 029, а за девять месяцев 1945 года – 2 300 самолётов. Всего по трассе было проведено около 8094 самолёта!
Кроме своего основного назначения, воздушная трасса Аляска–Сибирь использовалась и как грузовая авиалиния. За 3 года по «АлСибу» перевезли 18753 т грузов, преимущественно оборонного назначения, включая новейшее оборудование, стратегические материалы, вооружения. Везли продовольствие, оборудование для госпиталей, медикаменты, в том числе дефицит — пенициллин.
Всего этого невозможно было достичь без вклада работников, обслуживающих трассу, в их числе были работники гидрометеорологической службы: гидрологи и метеорологи. Помним вас, герои и гордимся!
Вклад советских метеорологов в обеспечение безопасности перегона авиатехники в годы Великой Отечественной войны нельзя переоценить!