Иркутский гидрометеорологический техникум участвует в Акции
«Моя профессия ковала Победу»
Вклад гидрометеорологов в оборону Ленинграда / Дорога жизни
26 августа 1941 года Ленинградское управление по гидрометеорологии стало именоваться Управлением гидрометеорологической службы Ленинградского фронта. Еще до наступления блокады, 30 августа, руководство города и фронта приняло решение о связи Ленинграда со страной через Ладожское озеро, которую назвали «Дорогой жизни».
С 8 сентября 1941 началась 872-дневная блокада Ленинграда.
В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Количество продовольствия было ограничено, его хватало не более 2 месяцев. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось только по 200/125 г хлеба в день.
20 ноября по ледовой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день — первая автоколонна. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361 тыс. т. различных грузов, в том числе 262,5 тыс. т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых.
Обеспечение водных перевозок через Ладожское озеро потребовало от гидрометеорологов немалых усилий. В мирное время этот район озера не представлял особого интереса и оказался недостаточно изученным. Военные нуждались в надежной информации и в точных прогнозах погоды, что потребовало привлечения всех знаний, опыта и интуиции гидрометеорологов, учета местных условий. Все операции по переправке конвоя с продовольствием проходили под частыми бомбежками и обстрелами.
Потребовалось также строительство вспомогательных сооружений, причалов, станций, складов. Вся эта непостижимо трудная работа, проходившая под вражеским огнем, нуждалась в ежедневных и ежечасных сведениях о погоде. Синоптические прогнозы и уведомления составлялись в Ленинграде, в Управлении гидрометеослужбы, передавались или доставлялись непосредственно на трассу, где уточнялись и корректировались, после чего поступали к дорожникам, морякам, артиллеристам.
Была создана единая ледовая служба из гидрометеорологов и гидрографов Ленинградского фронта и Балтийского флота. В штабе «Дороги жизни» на острове Большой Зеленец постоянно находились гидрометеорологи. Отдельные группы действовали прямо на трассе. Велись непрерывные измерения толщины льда (более 4000 замеров) и его изменений под влиянием нагрузок, обследовались трещины, провалы, торосы, устанавливались объездные пути, отмечались особенности спусков на лед у берегов, производились сотни снегомерных съемок и промеров глубин. За всю страшную первую зиму блокады, да и за все ее 871 суток, не зафиксировано ни одного пропуска наблюдений.
Весь 1942 год Ленинград оставался в тисках вражеской блокады. Отказавшись от захвата города, противник усилил воздушные налеты и артиллерийские обстрелы. Тому испытанию противостояли наши зенитчики и дальнобойные артиллеристы. Но их работа требовала гидрометеорологического обеспечения: учета облачности, распределения температуры воздуха, скорости и направления ветра по высоте. Эти факторы существенно влияли на точность стрельбы. Высокие требования к метеорологическому обеспечению предъявлялись службой аэростатов заграждения (АЗ). При усилении ветра на высотах могли быть обрывы тросов крепления аэростатов, при обледенении они не достигают нужной высоты, а в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток расстреливались самолетами противника.
Деятельность органов Гидрометслужбы в Ленинграде в годы Ве¬ликой Отечественной войны получила высокую оценку Правительства. Многие из ее представителей были награждены орденами и медалями. Всем вручены учрежденные специальные медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Участникам ПВО Ленинграда и обслуживания «Дороги жизни» вручены специальные знаки.